Образ автора в романе «Евгений Онегин»  

А. С. Пушкин писал роман «Евгений Онегин» на протяжении семи лет. Он был начат в 1823 году в период Южной ссылки и завершён в 1831 году в Болдине. В общей сложности произведение А. С. Пушкина состоит из восьми глав, «Отрывков из путешествия Онегина» и загадочной десятой главы, которая была уничтожена автором. Роман «Евгения Онегина» охватывает целую эпоху; В. Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением», в котором образ автора отразился с огромной силой. «Эволюция авторской мысли» и наконец высшая степень гениальности поэта – всё это показано в романе с той яркостью и лёгкостью, свойственной пушкинскому слову. Образ автора, наряду с образами его героев Онегина и Татьяны, - меняющийся образ, и читатель прослеживает через взросление главных героев, обогащение их внутреннего мира, их осознание жизни взросление самого автора, совершенствование его таланта и эволюцию духовного мира.
Образ автора помогают раскрыть многочисленные лирические отступления: их в романе «Евгений Онегин» пушкинисты насчитывают около тридцати, а если брать вставочные конструкции, заметки автора в скобках, то их гораздо больше. Лирические отступления, как и вообще весь роман, производят на читателя эффект «болтовни». Автор, как бы устанавливая связь с читателем, говорит с ним, и во время чтения «Евгения Онегина» мы чувствуем его присутствие, будто А. С. Пушкин был свидетелем тех событий, которые описал в романе. Лёгкий язык романа в сочетании со свободной рифмовкой строф, бесконечным богатством слов и выражений, почти афористичными высказываниями А. С. Пушкина располагает читателя к непринужденной беседе с автором. «Роман требует болтовни», - так говорил поэт, впоследствии полностью воплотив свою идею в жизнь. Он может беседовать с читателем абсолютно на любые темы, интересовавшие передовое дворянство XIX века; кругозор и интересы автора настолько разнообразны, что любая тема находит отражение в лирических отступлениях. В них ярко отражена авторская позиция, его мнение. Это могут быть какие-либо мысли по поводу происходящего, поступков героев, а могут быть и полностью отвлечённые воспоминания или заметки автора.
Лирические отступления в романе можно разделить по темам, в которых А. С. Пушкин обращается к определённым проблемам современной ему эпохи. Прежде всего это отступления на критико-публицистическую тему. Автор обращается к ней ещё в первой главе своего романа и показывает читателю, что читают герои романа, как они образованы. Он сообщает нам малейшие детали и подробности об Онегине («Высокой страсти не имея // Для звуков жизни не щадить, // Не мог он ямба от хорея, // Как мы ни бились, отличить»), о Татьяне («Воображаясь героиней // Своих возлюбленных творцов, // Кларисой, Юлией, Дельфиной, // Татьяна в тишине лесов // Одна с опасной книгой бродит…»), о Ленском («поклонник Канта и поэт»), о матери Татьяны («Она любила Ричардсона…») – все литературные интересы эпохи нашли отражение в романе. А. С. Пушкин читал многие современные ему произведения и русских, и иностранных писателей, поэтому судить о них и интересах своих героев может легко и непринуждённо. В своей «беседе» с читателем автор делится с ним своими размышлениями о том, как будет писать роман и как его «новорождённое творенье» будет воспринято в обществе:
Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу…
Цензуре долг свой заплачу
И журналистам на съеденье
Плоды трудов моих отдам…
В этом своеобразном приговоре своему произведению выражена бесконечная авторская ирония над литературными рамками и канонами, установленными эпохой. В конце седьмой главы автор, увлечённой повествованием и беседой с читателем, как бы неожиданно вспоминает о законах классицизма. И читатель, к своему удивлению, видит лёгкое, полное иронии, запоздалое вступление:
Да, кстати, здесь о том два слова:
Пою приятеля младого
И множество его причуд.
Благослови мой долгий труд,
О ты, эпическая муза!
И, верный посох мне вручив,
Не дай блуждать мне вкось и вкрив.
Довольно. С плеч долой обуза!
Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.
Автор иронизирует и в конечном итоге отвергает рамки всех литературных методов: его уже не интересуют ни «тяжёлый классицизм», ни «унылый романтизм». Поэт ищет нового изображения действительности, которое могло бы ещё полнее и шире отразить не только события и мир персонажей, но и его собственное мировоззрение и позицию по тем или иным вопросам. Эти мысли автора по поиску нового и более совершенного метода отражены в лирических отступлениях.
Также в романе «Евгений Онегин» много лирических отступлений на гражданско-патриотическую тему. В них образ автора, его патриотизм отражены со всей яркостью и чёткостью. Картины Москвы и Петербурга – и тут же слова автора о его бесконечной близости к Родине и восхищение ею встречаются в лирических отступлениях, когда автор, путешествуя со своими героями, видит родные места:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Когда автор, попадая со своей героиней в Москву, видит свой город, его охватывает лёгкая печаль и уныние, ведь в это время он не в Москве. Но печаль эта «светла», ибо его мысли наполнены надеждой и стремлением к возвращению.
Авторские любовные отступления характеризуют не только переживания и чувства героев, но и его собственную юность, лёгкие увлечения и серьёзные, глубокие чувства. В лирических отступлениях отразилась почти вся жизнь автора. Это и его юность: театры, балы, маскарады, которым непременно сопутствуют наполненные иронией высказывания о «дамских ножках». Это Южная ссылка: обращение к «Адриатическим волнам» как к символическому образу свободы. Это и отступления на жизненные темы типичного помещика, в которых прослеживается образ Михайловского; это светские торжества и балы и, наконец, глубокие философские размышления о смысле жизни. Автор, обращаясь к своей жизни, к её успехам и неудачам, радости и тоске, вспоминает и своих друзей, и недоброжелателей, ко всем у него есть обращение, каждому он хочет что-то сказать.
Жизнь автора проходит перед его глазами, и на протяжении романа он сравнивает себя и с Онегиным, и с Ленским. С Онегиным он был дружен, многое связывало их: и отчуждённость от общества, и неприятие его взглядов и законов: но в то же время Пушкин говорит, что их различие с Онегиным огромно:
Я был рождён для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Автор живёт, наслаждаясь жизнью, им ещё многое не испытано и не пережито, его мысли полны свободы и бесконечной любви к жизни; Онегин же разочарован в жизни и не видит её цели.
«Все поэты – любви мечтательной друзья», - замечает Пушкин, и любовь его прежде всего – в счастливой жизни, в свободе, в поэзии и вдохновении. И, несмотря на то, что в жизни Пушкина были и грусть, и печаль, и неудачи, его духовные силы не растрачены, он наполнен любовью к жизни, и читатель чувствует это.
Мы ощущаем автора как незримого участника происходящего, чьи мысли, чувства проявляются и в его отношении к героям. Оно меняется на протяжении всего романа, но неизменным остаётся его участие в судьбах Онегина, Татьяны, Ленского. Автор рядом с ними, он переживает с ними и сочувствует им, его ирония сменяется радостью, сарказм – печалью. Автор видит в своих героях живых, умеющих чувствовать и мыслить людей, и столь богата его фантазия и огромен талант, что герои оживают в глазах читателя, события обретают оттенок существующей реальности благодаря этому живому участию в судьбах героев, искренней любви А. С. Пушкина к ним, как бы ни менялись их мысли и чувства.
Образ автора, столь ярко отражённый в романе «Евгений Онегин», меняется, как меняются его герои, их мысли, их мироощущение. Вместе со своими героями автор вновь переживает любовь и разлуку, радость и печаль, горячие чувства и отчуждённость, вдохновение и хандру. Спектр чувств его героев столь же разнообразен, сколь он широк в душе А. С. Пушкина. Автор в романе ставит многие проблемы и, ещё не зная их разрешения, размышляет над ними со своими героями и читателем. Образ автора настолько неотъемлем от повествования, от мыслей героев, сто А. С. Пушкина можно назвать «одним из главных героев романа». Его образ незрим, и в то же время перед читателем раскрыт весь духовный мир автора; наряду с Онегиным и Татьяной поэт «переживает» свою жизнь ещё раз, и вновь его впечатления ярки и новы, как в первый раз. Но в то же время образ автора отличен от образов героев романа: А. С. Пушкин расстаётся и с Татьяной, и с Онегиным, с читателем же он останется навсегда.


В гостевую книгу
Вернуться в раздел "Мои труды"
На главную
Пиши!



Хостинг от uCoz